Следующим этапом в выявлении специфических признаков дизайна
является, на наш взгляд, изучение специфики термина «дизайн». Определим, какие
признаки отражаются в нем, попытаемся вывести рабочее определение, необходимое
для осмысления и формирования нового взгляда на дизайн с точки зрения
педагогики.
Понятие «дизайн» получает все более широкое распространение,
и это слово можно услышать практически в любом виде деятельности. Слово «дизайн»
привычно звучит в сфере изготовления бытовых приборов, при разработке мебели и
интерьеров, в сфере изготовления одежды . Большой популярностью стал
пользоваться WEBдизайн и компьютерный дизайн в информационных технологиях ,
графический дизайн в сфере рекламы. Употребляется термин даже в таких
неожиданных сферах, как медицина и химическая промышленность: вместо термина
«генная инженерия» стал употребляться «генный дизайн», появился термин
«химический дизайн».
Причина такого широкого использования термина заключается в
распространении принципов, методов и средств дизайна как универсальных для любо
го вида деятельности. Для нас необходимо в первую очередь выявить специфику
самого термина, затем принципы, методы и средства дизайна, чем и определяется
его специфика.
Толкование термина «дизайн» в словарях и энциклопедиях
интерпретируется по разному.
«Дизайн – художественное проектирование предметов,
производимых промышленностью».
«Дизайн – вид проектной междисциплинарной художественно технической
деятельности по формированию предметной среды».
«Дизайн – конструирование вещей, машин, интерьеров,
основанное на принципах сочетания удобства, экономичности, красоты».
В учебном пособии В. Ф. Рунге и В. В. Сеньковского дается обобщенная
классификация интерпретаций термина по четырем смысловым рядам. Смысловые корни
термина «дизайн» восходят к латинскому «designare» – определять, обозначать.
Итальянское «disegno» со времен Ренессанса обозначало проекты, рисунки, а также
основополагающие идеи. В Англии понятие «design» распространилось в XVI в.
Этимология англоязычного понятия «дизайн» охватывает несколько смысловых рядов.
Генетически первичным является ряд определений декоративного порядка: узор,
орнамент, декор, украшение, убранство. Ко второму ряду относятся проектнографические
трактовки: набросок, эскиз, рисунок, собственно проект, чертеж, конструкция.
Третий ряд, выходящий за рамки прямого проекта, – понятия предвосхищающие:
план, пред положение, замысел, намерение. И, наконец, четвертый ряд определений
– неожиданно драматический: затея, ухищрение, умысел и даже интрига.
Авторы выводят собственное определение: «Дизайн –
специфическая сфера деятельности по разработке (проектированию) предметнопространственной
среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью
придания результатам проектирования высоких потребительских свойств,
эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком
и обществом».
Приводится существенное замечание, что термин «дизайн»
употребляется для характеристики не только процесса художественного или
художественно технического проектирования, но и результатов этого процесса –
проектов (эскизов, макетов и других визуальных материалов), а также
осуществленных проектов – изделий, средовых объектов, полиграфической продукции
и пр.
В термине «дизайн» заключен некий оттенок необычности,
остроумия. Англичане, например, нередко называют «дизайнером» не проектировщика
новых вещей, а остроумный проект, «красивый проект», «оригинальное необычное
предложение.
В 1964 г. на международном симпозиуме дизайнеров в Бельгии
было принято такое определение: «Дизайн – творческая деятельность, целью
которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти
качества включают и внешние черты изделия, но главным образом структурные и
функциональные взаимосвязи, которые превращают изделие в единое целое как с точки
зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя».
После этого события термины «дизайн» и «дизайнер» стали
употреблять практически во всех странах мира. В нашей стране под «дизайном»
понимали, главным образом создание красивых и удобных машин, приборов,
аппаратов. И, борясь со всем иностранным, начали употреблять вместо этого
термина составное образование: «художественное конструирование». По сути же
этим двойным термином обозначалось то, что в мировой практике называлось «индастриал
дизайн», то есть дизайн в области машино и приборостроения.
Во второй половине ХХ в. распространились термины
«промышленный дизайн», «техническая эстетика», «художественное проектирование»,
«проектирование промышленных форм», «промышленное формообразование», «индустриальное
искусство». Постепенно некоторые из них вышли из обихода, другие закрепились за
соответствующими областями деятельности. Понятие «техническая эстетика» стало
употребляться в советской научной литературе на рубеже 50-60х г.г., оно пришло
к нам из Чехословакии, где его ввел видный художник и публицист П. Тучны,
назвав технической эстетикой теорию художественного конструирования орудий
труда и средств производства. Затем термин был расширен до общей теории
промышленного искусства.
Теперь техническая эстетика выступает как теория дизайна.
Это научная дисциплина, изучающая социальнокультурные, технические и эстетические
проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами
промышленного производства для жизни и деятельности человека. Составляя
теоретическую основу дизайна, техническая эстетика изучает его общественную природу
и закономерности развития, принципы и методы художественного конструирования,
проблемы профессионального творчества и мастерства дизайнера.
В настоящее время термин «художественное конструирование»
употребляется в качестве метода дизайна, как неотъемлемая часть общего процесса
проектирования промышленных изделий, обеспечивающая удобство пользования предметом,
его максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной
целостной формы, высоких эстетических качеств.
По трактовкам понятия «дизайн» можно определить его
предназначение, характер целей. Например, существует технократическое понимание
дизайна.
«Дизайн – новый вид творческой деятельности, сложившийся на
основе современного промышленного производства и являющийся неотъемлемой его частью».
«Дизайн – это, прежде всего порядок».
Можно встретить определения, в которых заложен глубокий
гуманистический смысл понятия дизайн.
«Дизайн – это не только предметное конструирование по
законам красоты, но и сознательно выбираемые способы человеческой жизни,
поведения, сопровождаемые разнообразными ритуалами, манерой общения, выбором
одежды и т.п.».
«Дизайн – творческая деятельность, целью которой является
формирование гармоничной предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные
и духовные потребности человека».
«Дизайн – проектирование материальных объектов и жизненных
ситуаций на основе метода компоновки при необходимом использовании данных науки
с целью придания результатам проектирования эстетических качеств и оптимизации
их взаимодействия с человеком и обществом».
«Дизайн – это вид творческой деятельности, базирующийся на
процессе раскрытия сущностных, созидательных сил человека в ходе труда».
Некоторые западные теоретики понимается дизайн как
социальный институт и как средство гуманизации культуры. Здесь упор делается на
соотнесение всех явлений, систем, предметов с человеком, личностью.
Теоретические трактовки дизайна обусловлены различиями
подходов к нему с точки зрения философии, эстетики, социологии, искусствознания,
теории управления производством и т.д. Сравнительный анализ позволяет увидеть в
них отражение мировоззренческих концепций.
Процесс становления термина «дизайн» проходит особенно
сложно прежде всего, потому, что эта деятельность стоит на границе полярных
областей знания – гуманитарных (эстетика, социология, психология) и технических
(инженерное конструирование, технология). В одном терминологическом поле оказываются
понятия различных уровней – и философского, и сугубо практического. Изменение
понятийного поля дизайна приблизило представление о дизайне к понятию
проектирования как широкой, пронизывающей все стороны жизни деятельности. Он
отразил реальные пути развития дизайна – от создания единичной вещи к
проектированию целостной среды; сложных комплексных объектов, а также
современные представления о взаимосвязи природы с социальной и производственной
деятельностью человека, о необходимости целостного подхода к проектированию
всего, что производится и потребляется обществом .
Наиболее лаконичное и емкое определение дизайна – это
гармоничное сочетание эстетического и утилитарного начал, или красоты и пользы.
Анализируя изложенное можно сделать вывод о воспитательных возможностях дизайна как вида искусства и
обучающих − как метода деятельности. Это дает основания говорить о педагогиче ском
потенциале дизайна. Исходя из этого, становится ценной формулировка термина
«дизайн» с педагогической точки зрения:
Дизайн – это вид проектной междисциплинарной
деятельности, возникший на базе интеграции науки, техники, искусства. Он
ориентирован на формирование гармонично развитого человека посредством
проектирования гармоничной предметной среды, экологических и гуманных ценностей
и потребностей.
Подводя итог изложенного, можно выделить следующие
специфические признаки, отличающие дизайн от других видов деятельности:
гармония эстетического и утилитарного;
использование выразительных средств искусства (пропорции и
модуль, метр и ритм, контраст и нюанс, фактура и цвет);
проектный способ деятельности;
промышленный массовый способ производства;
единство научного, технического и художественного видов
деятельности; неограниченность объектов деятельности; новизна.
Контрольные вопросы
1. Назовите различные трактовки дизайна.
2. Дайте самое
короткое определение дизайна.
3. Какие результаты труда дизайнера могут называться
дизайном?
4. Назовите
специфические признаки дизайна.
5. В чем заключается сложность дизайна как вида
деятельности?