Памятка первокурснику
Topic outline
-
Основные понятия
Семестр - половина учебного года в училище (1-й семестр, 2-й семестр).
Экзаменационная сессия - период сдачи студентами экзаменов по окончании каждого семестра в строго определенное время.
Учебный план - документ, определяющий, какие учебные предметы, в каком семестре изучаются, какое количество часов отводится на их изучение (виды занятий по каждой дисциплине, лекции, практические занятия) и виды аттестации. Ознакомиться с учебным планом можно в учебной части.
Учебная программа - документ, определяющий по каждому предмету цель, содержание и объем знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению.
Академический отпуск- это отпуск, предоставляемый студентам по их заявлениям, не имеющим возможности временно продолжить обучение по медицинским показаниям (согласно заключения клинико-экспертной комиссии) и в других исключительных случаях (стихийные бедствия, семейные обстоятельства и др.), подтвержденных документально. Академический отпуск предоставляется один раз за весь период обучения в училище. Академический отпуск по медицинским показаниям предоставляется на 12 календарных месяцев.
Диплом - документ государственного образца, выдаваемый студентам, прошедшим итоговую аттестацию. Студентам, имеющим оценку "отлично" не менее чем по 75% всех учебных дисциплин, а по остальным - оценку "хорошо" и прошедшим итоговую аттестацию с оценкой "отлично", выдается диплом с отличием.
Зачетная неделя проводится после окончания чтения лекций и выполнения лабораторных и практических работ, до начала экзаменационной сессии. В этот период студент должен ликвидировать все задолженности (контрольные, курсовые работы и др.) и сдать все установленные зачеты.
Рекомендации первокурснику
Как записывать лекцию
Лекция - это важный источник информации по каждой учебной дисциплине. Она ориентирует студента в основных проблемах изучаемого курса, направляет самостоятельную работу над ним.
Запись лекций по каждому предмету ведется в отдельной тетради. Прежде всего, запишите фамилию, имя, отчество преподавателя, оставьте первые страницы для записи названий рекомендуемых учебников, пособий, хрестоматий, справочников, сборников задач, упражнений, дополнительной литературы.
Будьте внимательны, когда лектор называет тему лекции, - запишите ее. Целесообразно записать план лекции. Не забудьте оставить поля - они понадобятся для различных пометок, замечаний, вопросов.
Запись содержания лекции индивидуальна, именно поэтому трудно пользоваться чужими конспектами лекций.
Воспользуйтесь нашими советами:
1.Не стремитесь дословно конспектировать текст лекции, постарайтесь выделить, записать основные положения, идеи, выводы, всегда старайтесь понять логику рассуждений преподавателя.
2.Как можно точнее записывайте определения, понятия, законы, точно записывайте формулы, обозначения.
3.Приучайте себя передавать излагаемое преподавателем своими словами, хотя иногда очень важно сохранить авторский стиль преподавателя.
4.Наиболее важные положения лекции выделяйте подчеркиванием, обводом, маркером, вертикальными чертами и другими способами.
5.Создавайте свою систему приемов сокращения слов, условных знаков.
6.Выработайте в себе привычку просматривать, перечитывать перед новой лекцией текст предыдущей лекции по данному предмету.
7.Дополняйте материал лекции информацией, почерпнутой из других источников.
8.Если возникают вопросы, обращайтесь к преподавателю за разъяснениями после лекции.
9.Если вы не успели записать текст лекции, то есть два выхода:
а) восполнить пробелы в записях, взяв конспекты однокурсника;б) осваивать навыки скорописи.
Как готовиться к практическому занятию
Цель практических занятий - углубленное изучение той или иной дисциплины. Практические занятия - это общее понятие для обозначения практикумов, лабораторных, семинарских занятий. Практические занятия соответствуют главным целям, идеям, основному содержанию, логике лекционного курса. Само определение "практические" указывает на их главную цель: связь теории и практики.
Из всех видов практических занятий остановимся на подготовке к семинару.
Как правило, к семинарскому занятию преподаватель сообщает студентам тему, план, основную и дополнительную литературу, выделяет проблемы для коллективного обсуждения, определяет формы участия студентов в семинаре (докладчики, содокладчики, оппоненты и т.д.). Объясняет, как работать с источниками.
Готовясь к семинару, целесообразно сделать следующее:
1.Просмотреть записи лекций по теме.
2.Прочитать соответствующую главу из учебного пособия, рекомендованного преподавателем.
3.Составить конспект по источникам, в которых рассматриваются вопросы темы семинара.
4.Обязательными условиями проведения семинара являются развернутое выступление самих студентов по основным вопросам изучаемой темы, обмен мнениями, полемика, диалог.
Поэтому вы должны подготовиться:
а) к выступлению по отдельному вопросу с небольшим докладом или сообщением;
б) к участию в коллективном обсуждении проблемы с обоснованием своей точки зрения, своей позиции.
По итогам проведенного семинара преподаватель может выставлять оценки, которые учитываются при аттестации (зачете, экзамене).
Как готовиться к традиционному зачету
1.Внимательно отнеситесь к сообщению преподавателя (обычно это делается в начале изучения курса) о сроках сдачи зачета, о его содержании, форме проведения и о тех требованиях, которым должен соответствовать ответ студента на зачете.
2.Уже в начале изучения курса вы должны выяснить перечень тем и вопросов, по которым будет проводиться зачет, и скопировать их.
3.Вы должны четко знать круг источников, которые потребуются для подготовки к зачету.
4.Основной способ подготовки к зачету - систематическая самостоятельная работа над курсом, регулярная подготовка и посещение занятий.
5.Своевременно восстанавливайте пробелы в знаниях, возникающие вследствие болезни, непонимания, отсутствия необходимых пособий. Выясняйте непонятное в содержании (определения, проблемы, концепции, теории, способы решения задач) у преподавателя или у однокурсников. Но при этом всегда помните, что в училище предполагается постоянную самостоятельную работу самого студента.
Как готовиться к экзамену
Экзамен(от лат. ехатеп - взвешивание, испытание) - одна из основных форм проверки знаний, умений и навыков студентов в результате изучения всей дисциплины или ее части. Экзамены в училище сдаются два раза в год: в летнюю и зимнюю сессии, проводятся устно или письменно по билетам, тестам, вариантам различных заданий, просмотрам творческих работ.
Помните: одинакового для всех способа подготовки к экзаменам не существует. Это зависит от ваших индивидуальных особенностей, от содержания предмета, наличия текстов лекций, учебных пособий. Однако есть ряд правил, которые можно соблюдать при подготовке к экзамену.
1.Необходимо иметь программу курса и вопросы.
2.Ориентировочной основой подготовки к экзамену являются
конспекты лекций, материалы практических занятий, конспекты
первоисточников, которые помогут вам восстановить содержание, логику
предмета. В лекциях не все вопросы курса раскрываются достаточно полно,
поэтому необходимо иметь при подготовке к экзамену учебные пособия,
хрестоматии, сборники задач, методические рекомендации.3.Распределяйте учебный материал по дням, оставив последний день для систематизации и обобщения знаний. Анализируя вопросы, выделите те, которые требуют особого внимания и большего времени на подготовку.
4.Записывайте то, что вам непонятно, чтобы на консультации задать вопросы.
5.Чтобы лучше освоить содержание курса, при подготовке делайте краткие записи изученного материала, чертите схемы, записывайте факты, названия. Используйте систему условных обозначений, символов и т.д. В любом вопросе выделите самое главное, мысленно представьте план своего ответа.
Советы старшекурсников
Помните, что школа и суз принципиально разные учебные заведения, в сузе огромное значение имеет самостоятельная работа. Учитесь работать самостоятельно.
Не ждите опеки со стороны преподавателей, не ждите, что кто-то будет вас постоянно контролировать.
Лекции - это не уроки. Их надо слушать и записывать, а не просто посещать. Лекции дают знания, которые подчас невозможно найти даже в публичной библиотеке.
Не пропускайте практические и семинарские занятия, задавайте вопросы преподавателю, вступайте в диалог с ним и однокурсниками.
Как можно раньше определите сферу своих интересов, участвуйте в конференциях, олимпиадах, конкурсах, выставках.
Не требуйте более высокой оценки на экзаменах, лучше попросите задать вам несколько дополнительных вопросов.
Успехов вам, наши уважаемые первокурсники!
Мы верим в вас!